Главная / Новости и события
Подпишитесь на наши новости:

Виталий Веркеенко о диверсификации бизнеса и новых проектах ГК «Сумотори»

21.11.2018

Как приморский «Терминатор» откроет для дальневосточников утилизационный фонд, что еще построят в техническом Диснейленде Дальнего Востока - на «Приморском кольце», и какое будущее у автомобилестроения в Приморье. Виталий Веркеенко, возглавивший совет директоров приморской группы компаний «Сумотори», рассказал о текущем статусе проектов в рамках ТОР и СПВ, диверсификации бизнеса и планах по развитию холдинга.  

- Виталий Васильевич, снова у руля «японского богатыря». Вы вернулись в группу компаний «Сумотори», созданную Вами 20 лет назад. Она известна истинной любовью к автомобилям и успешной реализацией ряда интересных проектов в рамках режимов ТОР и Свободный порт Владивосток. Каков статус текущих проектов и планы по развитию?

- Философия группы компаний «Сумотори» никогда не строилась только на продажах. Технохолдинг вырос из «Hino-Владивосток», первого в крае предприятия по реализации японских грузовых автомобилей, но мы изначально позиционировали себя, как техцентр на службе у заказчика. Нам важно было создать полный пакет решений в этой сфере – от поставки запчастей и обслуживания легковой и грузовой техники до ее грамотной утилизации и производства, таким образом закольцовывая жизненный цикл автомобиля. Автомотоспорт в этой цепочке - тоже неслучайное звено,  оно успешно решает как маркетинговые, так и социальные задачи, это большой и глубокий бизнес.

- Примринг, конечно, самый известный проект «Сумотори». Проект, давно вышедший за рамки автомотоспорта. Какие планы по его развитию?

- «Приморское кольцо» - один из первых резидентов свободного порта Владивосток, и это позволило масштабировать проект в туристско-рекреационный кластер. Изначально целью этой площадки были поддержка и развитие автомотоспорта, и за несколько лет нам удалось добиться значительных результатов. Так, приморский формат японской дрифт-серии D1 вывел российский дрифт на мировой уровень. Опыт, полученный российскими гонщиками на Примринге в состязаниях с родоначальниками этого вида автоспорта, позволил не только на равных соревноваться с лучшими из лучших, но и даже перегнать учителей. В этом году в пятой юбилейной дрифт-битве D1 PrimringGP на глазах у тысяч болельщиков российская команда уверенно победила японскую. А на втором Международном кубке по дрифту FIA в ноябре наш гонщик Георгий Чивчян наконец взошел на первую ступень мирового пьедестала. Это была потрясающая победа, и она говорит о том, что сентябрьский триумф россиян – не случайность. Сейчас обсуждаем с японскими партнерами, каким будет следующий D1 PrimringGP, и мечтаем привезти к нам кубок FIA.  

Примринг сегодня – это не только профессиональный дрифт. Это лучшая в России картинговая трасса, трассы для мотокросса и 4x4, это масштабные и значимые мероприятия, такие как военно-патриотический фестиваль «Найди себя». Это международный автосалон VIAS – обязательный элемент стратегии холдинга.

Все это – только первая очередь проекта. Территория позволяет развить его еще более масштабно и интересно. В планах строительство и других развлекательных и рекреационных объектов, например, учебно-спортивного лагеря по стрелковой подготовке, соглашение о реализации которого было подписано на площадке IV ВЭФ между «Приморским кольцом», китайской корпорацией «ДеВе Груп Холдинг Лимитед», АО «СИБЕР» и Агентством по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Проектированием следующих этапов развития «Приморского кольца» займется одна их крупных японских компаний. Такой договоренности мы достигли во время моего недавнего «отпуска» в Страну восходящего солнца. Мне удалось встретиться с большинством наших иностранных партнеров, сверить часы и наметить новые совместные планы.

- Как обстоят дела с реализацией проекта «ТерминаТОР» по утилизации автомобилей? Это первый подобный завод на Дальнем Востоке, и его значимость сложно переоценить.

- «Терминатор» строится. На данный момент на участке в ТОР «Надеждинская» проведена планировка территории, залит фундамент и ведется монтаж металлических конструкций. Участок нам достался сложный, с двумя оврагами, где перепад высот достигал 16 метров. Пришлось засыпать сотни тонн скального грунта, для того чтобы разровнять участок. Дальше все по плану: первый на Дальнем Востоке завод по утилизации автомобилей заработает в ТОР в Приморье. Для региона, где большую часть автомобилей составляют подержанные иномарки, появление такого предприятия актуально и своевременно: количество машин, выработавших свой ресурс, превышает миллион. Только в Приморье из 1,2 млн зарегистрированных автомобилей четверть -  старше 20 лет. Наши японские партнеры имеют огромный опыт в этой сфере: корпорация Arai Shoji Co. Ltd. – крупнейший автомобильный холдинг мира, утилизацией же профессионально занимается наш второй партнер по этому проекту - RoyalAutoPartS, перерабатывая порядка 4 тысяч машин в месяц. При этом речь идет о глубокой, «умной» переработке автомобилей. Так выработавшие свой ресурс авто дадут жизнь новым продуктам с самым широким спектром применения. Например, резиновой крошке, которая успешно применяется в благоустройстве. «Терминатор», к слову, не просто громкое название, дословно он означает границу между светом и тенью, перерождение.  

Что немаловажно - запуск «Терминатора» позволит наконец реализовать на Дальнем Востоке государственную программу по утилизации автомобилей. Утилизационный сбор все мы платим исправно, но пока не можем воспользоваться механизмом компенсации, он  выглядит как досадная повинность. Важно синхронизировать усилия бизнеса и власти.

- Производство - это следующий этап в этой логической цепочке. Второй громкий проект «Сумотори» в ТОР «Надеждинская» – «Прометей», завод по производству электромобилей.  Каков текущий статус этого проекта?

- Изначально мы планировали первым этапом трансформацию подержанных бензиновых иномарок в электрические на площадке приморской ТОР. Но ввиду стремительного развития технологий совместно с японскими партнерами считаем целесообразным перейти сразу ко второму этапу проекта – сборке новых электромобилей. Соответственно, корректируем проект и подбираем модельный ряд, а также ведем диалог с российскими производителями комплектующих.

- Как дела у «Юбо-Сумотори», российско-китайского предприятия по сборке грузовых автомобилей на территории Приморского края?

-  Резидент Свободного порта Владивосток работает, расширяя локализацию. Грузовая техника пользуется спросом на приморских предприятиях – наши грузовики работают на крупных краевых стройках - заводе «Звезда», трассе «Владивосток – Находка – порт Восточный», на угольных разрезах Лучегорский и Полтавский и тд. Раньше подобная техника закупалась за рубежом и перепродавалась на территории российских регионов, теперь собирается на территории Приморья. Предприятие намерено повышать уровень локализации и переходить к сборке крупных узлов автомобилей. Это в русле поручения Президента по поддержке развития автомобилестроения на Дальнем Востоке. Но при этом важно, чтобы требования к уровню локализации были соизмеримы с объемами производства инвесторов и учитывали интересы малого и среднего бизнеса. Снижение этого порога для субъектов МСП будет серьезным подспорьем для развития производства в регионе и насыщения внутреннего рынка техникой отечественного производства. Мы обращались с таким предложением в соответствующие органы, ждем ответа.

- Но сфера интересов ГК «Сумотори» уже давно простирается за пределы  автомобильного сектора. Несколько лет назад Ваш бизнес диверсифицировался, и в портфеле группы компаний есть, например, сельскохозяйственный проект, «Тай Юань». С чем связано такое расширение поля деятельности?

- Да, у группы компаний несколько направлений и активов. На базе Терминала Экспо, например, развивается алмазный центр, который со временем может масштабироваться в алмазный кластер, объединив под одной крышей все этапы этого бизнеса, от огранки до продажи, инфраструктура позволяет. Там уже работает «Алроса», специализированный таможенный пост, подразделения Гохран РФ и пробирной палаты России.

Что касается агропромышленного кластера «Тай Юань», который реализуется в Шкотовском районе Приморья, инвестор приобрел дополнительные активы в виде еще одного земельного участка, более 60 объектов недвижимости для размещения производственных мощностей и сельскохозяйственной техники. Это будет экологически чистое современное производство, которое насытит внутренний рынок качественной мясной, молочной продукцией, а также овощами и фруктами.  

Я неоднократно говорил о том, что «Сумотори» - это не просто бизнес, компанию интересуют проекты развития, которые соответствуют ее миссии – «Сделать жизнь лучше, Приморье – краше, а людей счастливее».  Наша задача - привлечение инвестиций в край и развитие экономики. Я имею большой опыт международного сотрудничества и понимаю азиатский менталитет, я принял японский стиль ведения бизнеса, где в первую очередь важно доверие и надежный партнер. Честность в бизнесе – единица ликвидная, «Сумотори» свою репутацию заработала, и иностранные коллеги часто нас рассматривают как партнера для реализации совместных идей. Поэтому впереди еще немало новых интересных проектов. Пока не буду раскрывать все планы, сейчас  важно успешно реализовать уже начатые проекты и сделать работу холдинга еще масштабнее и эффективнее.